Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» города Шиханы Саратовской области

МДОУ "Детский сад № 1 "Звёздочка" комбинированного вида"

412950, Саратовская область, г. Шиханы, ул. Молодежная 13-13А

8-(84593) 40 - 3 - 54

Detsad1.shih@mail.ru

РЕБЕНОК ЛЕВША - ПРОБЛЕМА?...

15 марта 2021 г.

РЕБЕНОК ЛЕВША - ПРОБЛЕМА?...

 

У всех народов, во все века рождались необычные люди. Их было немного, но появлялись они неизменно, отличаясь от большинства тем, что главной у них была не правая рука, а левая. Одни народы их боялись и даже сжигали на кострах, другие - обожествляли, третьи стали наблюдать.

И выяснились любопытные вещи. Оказалось, что левши отличаются от других людей не только главенством левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни:  эмоциональностью, креативностью, уязвимостью.

Ученые выделяют различные группы леворуких детей. К первой относится почти половина левшей, так называемых генетических, в роду которых есть леворукие родственники (родители, братья, сёстры, дяди, тети, бабушки, дедушки). У них ведущее полушарие – правое (отвечает за речь, чтение, логику). И количество таких левшей на планете не зависит от климата, расы, и не меняется от века к веку.

Генетически леворукий ребенок может писать левой рукой безупречно красиво, координация его движений очень тонкая и совершенная.

Переучивать такого ребенка нельзя – он потому и левша, что у него так устроен мозг.

Вторая группа – компенсаторные левши. Если во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, отвечающее за работу правой руки, ведущую функцию берет на себя правое полушарие и ведущей становится левая рука. Такие левши рождаются при поздних беременностях, обычно протекающих сложно и заканчивающихся непростыми родами; в многодетных семьях, где у матери были частые роды; среди трёх- четырех близнецов, т. е. в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными. Таких левшей также почти половина, и их становится всё больше в развитых странах, поскольку в основном там рождаются поздние дети.

Надо ли переучивать компенсаторного левшу. Нет, нет и ещё раз нет. Ведь перекладывая такому ребенку карандаш из левой руки в правую, мы хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Его же организм нашёл выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу повреждённого.

Переучивание генетических или компенсаторных левшей может привести к невротическим проблемам: раздражительности, заиканию, головным болям, вспыльчивости, нарушению сна, потере аппетита, капризам, плаксивости, энурезу, замедлению роста тела, жалобы на усталость в правой руке вплоть до спазма в ней, повышению утомляемости и снижению работоспособности, потере экстрасенсорных, музыкальных, художественных способностей, снижению успешности обучения.

Бывают редкие случаи, когда ребенок повредил правую руку (сломал, обжог, ударил и т. д.,) стал её беречь и натренировал левую руку. В школе выясняется, что левой рукой он пишет плохо. Таких детей называют вынужденно леворукими. Ещё более редкие подражательные левши: ребёнок старается всё делать левой рукой, подражая взрослому, которого любят.

В недавние времена педагоги, конечно, из самых лучших побуждений, старательно приучали маленьких левшей писать и рисовать правой рукой. Не только потому, что так поступает большинство людей, но ещё и потому, что так проще жить.

И действительно – мир устроен для правшей: швейные машины, большинство кухонных и столовых приборов, компьютерная техника удобна правшам; турникеты в метро, банкоматы. Не говоря уже об обычном салоне автомобиля (праворульные машины предназначены для левостороннего движения, а тем более кабине пилота, приспособлены для праворуких.

Да, левшам труднее и в быту, и в окружении, и в процессе обучения, но это их проблема, а не прихоть. Педагоги и родители должны понимать это и помогать леворуким детям, адаптироваться в жизни.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Примерно на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки. Однако есть дети, которые «тянут» с выбором руки до 6 лет, а некоторые так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

1.   Какой рукой ребенок рисует?

2.   Какой рукой бросает камень, мяч?

3.   Какой рукой держит зубную щетку?

4.   Какой рукой расчесывает волосы?

5.   Какой рукой стирает ластиком?

6.   Какой рукой раздает карточки при игре в лото?

7.   Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?

АПЛОДИРОВАНИЕ

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

 

Методика обучения письму, ее организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и педагогов возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой.

 

В первую очередь следим за посадкой ребенка при письме.  За столом леворукий ребенок должен ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.

На положение рук обращаем особое внимание. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

Обязательно следим за положением кисти руки. Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

·         выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;

·         выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;

·         руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;

·         пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;

·         сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

 

При поступлении ребенка в дошкольное учреждение, родителям необходимо сообщить педагогам о своих наблюдениях за выбором ведущей руки у малыша, чтобы его психофизическое развитие протекало благополучно.

Наверх