«Приобщение дошкольников к русской народной культуре».
5 - 6 апреля 2022 года в «Детском саду №1 «Звёздочка» комбинированного вида» прошёл семинар – практикум на тему: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре в разных видах музыкальной деятельности».
Подготовила и провела семинар музыкальный руководитель Караваева Ольга Сергеевна. В теоретической части она рассказала, почему именно в дошкольные годы значимо приобщение ребёнка к традициям народа. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.В.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Приобщая детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, мы воспитываем у них чувство красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально - образовательная, слушание, исполнительство и творчество.
Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками. Работа с фольклором - это путь к пониманию, что народное творчество - чуть ли ни единственная возможность привить человеку с самого раннего возраста любовь к Родине, воспитать трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших. Приобщение дошкольников к русской народной культуре имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Ольга Сергеевна напомнила коллегам, какие проходят праздники в нашем детском саду, основанные на музыкальном фольклоре, а так же подробно рассказала как, постепенно начиная с младшего возраста, в разных видах музыкальной деятельности, мы приобщаем детей к русской народной культуре.
В практической части педагоги учились слышать сильную долю в музыке на примере русской народной музыки «Ах, ты берёза». С большим удовольствием строили ритмическую цепочку под русскую народную музыку «Коробейники». Под весёлую музыку «Во саду ли, в огороде» играли в оркестре. На примере игры «У бабушки Даши» Ольга Сергеевна рассказала об использовании малых фольклорных форм в коррекционной работе.
Педагоги исполнили танцевальную импровизацию на русскую народную мелодию «Субботея», используя знакомые движения русской пляски.
Педагоги стали участниками викторины «Песня – русская душа», ответы принимались в исполнении нескольких строк или слов песен.
В заключение практической части участники семинара поиграли в русскую народную игру «Как у дяди Трифона», ведь именно игра является неотъемлемой частью дошкольного воспитания и музыкального в том числе.
Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психо - коррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.
В заключение мероприятия прозвучало замечательное стихотворение Геннадия Серебрякова.
Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки – уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней на Руси родились.
Музыкальный руководитель Караваева Ольга Сергеевна