ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
по реализации основной образовательной программы
на 2021-2022 уч. год
Учебный план МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида» на 2021-2022 уч. год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г) с изменениями от 08.12.2020 года;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Письмом Минобразования РФ от 14.03.2000г №65/23 -6 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации» от 28.02.2014г № 08-249;
- Основной образовательной программой МДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» комбинированного вида»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Звездочка» комбинированного вида» осуществляет свою образовательную деятельность на основании:
- Устава, утвержденного постановлением Администрации МО г.Шиханы от 02.07.2019г № 252, зарегистрированного в ЕГРЮЛ 10.07.2019 г.
- Лицензии на осуществление образовательной деятельности Серия 64Л01 № 0003527, выдана 20.11.2019 г, бессрочная.
Учебный план МДОУ «Детский сад №1 «Звездочка» комбинированного вида» (далее- МДОУ) на 2021-2022 уч. год является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно-образовательной деятельности с учетом специфики МДОУ, программно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.
Основными задачами учебного плана образовательной деятельности являются:
- Реализация объема образовательной нагрузки.
- Реализация федерального государственного стандарта к содержанию и организации образовательного процесса в МДОУ.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
В 2021-2022 г. г. в МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида» функционируют 15 групп:
- Первая группа раннего возраста (1г-2л)
- Вторая группа раннего возраста (2-3 л)
- Младшая группа (3-4 л)
- Средняя группа (4-5 л)
- Старшая группа (5-6 л)
- Подготовительная группа (6-7 л)
Направленность группы
|
Вид группы
|
Часы пребывания
|
Количество групп
|
Количество детей
|
Общеразвивающая
|
Первая группа раннего возраста
|
10,5
|
1
|
18
|
Общеразвивающая
|
Вторая группа раннего возраста
|
10,5
|
2
|
35
|
Общеразвивающая
|
Младшая
|
10,5
|
2
|
34
|
Общеразвивающая
|
Средняя
|
10,5
|
2
|
45
|
Компенсирующая
|
Старшая логопедическая
|
10
|
2
|
25
|
Общеразвивающая
|
Старшая
|
10,5
|
2
|
31
|
Компенсирующая
|
Подготовительная логопедическая
|
10
|
2
|
34
|
Общеразвивающая
|
Подготовительная
|
10,5
|
2
|
41
|
|
Итого
|
|
|
263
|
Коллектив дошкольного образовательного учреждения строит свою работу в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида». (рассмотрена и принята на педагогическом совете, утверждена приказом № 67/01 от 23.08.19г , разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического центра (протокол от 20.05.2015 г №2/15) и основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (2018г).
Программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, на формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольника.
Методическое обеспечение основной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание».
В учебном плане установлено соотношение между федеральным компонентом и компонентом ДОУ: федеральный компонент – не менее 60%, компонент ДОУ- не менее 40%.
Обязательная часть Учебного плана.
Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и составляет не менее 60%.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом решаются поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» входят в расписание образовательной деятельности и в учебный план, кроме ОО «Социально-коммуникативное развитие», которая не выделяется отдельно в расписании ОД и в учебном плане, а входит интегративно в каждую образовательную область и в совместную деятельность педагога с детьми.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» реализуется как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражена в календарно-тематическом планировании.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми в возрасте 1-7 лет строится в соответствии с ФГОС ДО. Максимальный объем нагрузки детей во время образовательной деятельности соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. В расписании учебного плана выдерживаются санитарно-гигиенические нормативы.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется интегративно в каждой образовательной области. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления работы:
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание;
- ребенок в семье и сообществе;
- самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;
- формирование основ безопасности;
- приобщение детей к истокам русской культуры.
Образовательное область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Основные направления работы:
- формирование элементарных математических представлений
- развитие познавательно-исследовательской деятельности
- ознакомление с предметным окружением
Ознакомление с социальным миром; миром природы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы:
- развитие речи
- художественная литература
Содержание коррекционной работы по развитию речи.
Содержание коррекционной работы МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида» направлено на создание системы комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и /или психическом развитии детей, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности образовательная деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А Васильевой и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, разработанной на основе
«Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной В.Г.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Основные направления работы:
- приобщение к искусству
- изобразительная деятельность
- конструктивно-модельная деятельность
- музыкальная деятельность
Образовательная деятельность «Физическое развитие»
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Основные направления работы:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- физическая культура
Воспитательно-образовательная деятельность в течение дня на 3 блока
- Образовательный блок первой половины дня включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя и детей
- свободную самостоятельную деятельность детей
- Образовательная деятельность
- Образовательный блок второй половины дня включает в себя:
- индивидуальную работу
- совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с расписанием занятий совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий)
- самостоятельную деятельность ребенка.
Организация воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса- совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
При организации воспитательно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь их. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме уделяется 1-2 недели. Темы отражаются в поре материалов в группе, в центрах развития.
Учебный план в процессе различных видов деятельности предусматривает развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и др), стимулирует развитие любознательности.
Организованная образовательная деятельность осуществляется в первую половину дня, в старших группах во вторую половину дня проводится образовательная деятельность, не требующая повышенной познавательной активности. Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают.
С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между организованной образовательной деятельностью длительностью не более 10 минут. Проведение физминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально.
Количество и продолжительность непрерывной образовательной деятельности.
Максимальный объем нагрузки детей во время образовательной деятельности соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В учебном плане выдерживаются санитарно-гигиенические нормативы (Сан ПиН 2.4.1.3049-13) согласно Постановлению от 29 мая 2013 г № 28564 Министерства здравоохранения РФ).
- в группах раннего возраста для детей от 1г до 2 л, от 2 л до 3 л- 10 НОД в неделю; длительность непрерывной образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня 8-10 минут; образовательная деятельность проводится по подгруппам;
- в младшей группе для детей от 3 до 4 л-10 НОД в неделю; длительность непрерывной образовательной деятельности 15 минут; перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут; максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня 30 минут;
- в средней группе для детей от 4 до 5 лет-10 НОД в неделю; длительность непрерывной образовательной деятельности 20 минут, перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут; максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня 40 минут;
- в старшей группе для детей от 5 до 6 лет - 12 НОД в неделю; длительность образовательной деятельности 25 минут; перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут; максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня -45 минут; во второй половине дня после дневного сна -25 минут;
- в подготовительной к школе группе для детей от 6 до 7 лет- 13 НОД в неделю; длительность непрерывной образовательной деятельности 30 минут; перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут; максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня 1,5 часа; во второй половине дня после дневного сна 30 минут в день.
Ежедневно в группах компенсирующей направленности во второй половине дня проводится коррекционная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.
Перечень основных праздников:
Месяц
|
Возрастные группы
|
Ранний возраст
|
Младшие
|
Средние
|
Старшие
|
Подготовительные
|
Сентябрь
|
|
|
«День знаний с Бабой Ягой и Домовенком Кузькой»
|
Октябрь
|
|
«Осень, осень, в гости просим»
|
«Осень в родном краю»
|
Ноябрь
|
|
«День Матери»
|
Декабрь
|
«Елочка зажигает огни»
|
«В гости елочка пришла»
|
«Чудеса под Новый год»
|
Январь
|
|
|
|
«Рождественская сказка»
|
Февраль
|
|
|
«А ты-баты, мы -солдаты!»
|
«А, ну-ка, мальчики!»
|
«Ух, ты, Масленница!»
|
Март
|
|
«Мама- слово дорогое!»
|
Апрель
|
|
«Дружно мы весну встречаем»
|
«Весны улыбки теплые»
|
Май
|
|
|
|
«Я помню. Я горжусь»
|
|
«До свидания, детский сад»
|
Июнь
|
|
«День защиты детей»
|
|
|
«День России»
|
Июль
|
|
|
|
«День семьи, любви и верности»
|
Август
|
|
«Лето красное, прощай»
|
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса составляет не более 40%.
В нее входит деятельность детей, направленная на физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие детей, которая осуществляется во 2 половину дня и организуется воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальными руководителями.
Используемые парциальные программы.
- Программа «Художественное творчество и конструирование» от 3 до 7 лет (автор Л. В. Куцакова)
- Программа музыкального образования детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры» (автор О. П. Радынова)
- Программа по экологическому воспитанию для детей 3-7 лет «Юный эколог» (автор С. Н. Николаева)
- Программа «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» (авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
- Программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» (авторы Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская)
- Программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-фи-дансе» для детей от 3 до 7 лет (Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина)
- Региональная программа «Основы здорового образа жизни» для детей от 3 до 7 лет (автор Н. П. Смирнова)
Обе части Учебного плана являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
В сентябре и мае месяце проводится оценка индивидуального развития детей (внутренний мониторинг освоения воспитанниками ООП ДО), которая позволяет осуществить оценку динамики достижений детьми и эффективность реализуемой программы. Такая оценка проводится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).(п.3.2.3.ФГОС ДО).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования ( в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
На основании полученных результатов педагоги и специалисты детского сада утверждают план работы группы и определяют необходимость разработки индивидуальных образовательных </