Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» города Шиханы Саратовской области

МДОУ "Детский сад № 1 "Звёздочка" комбинированного вида"

412950, Саратовская область, г. Шиханы, ул. Молодежная 13-13А

8-(84593) 40 - 3 - 54

Detsad1.shih@mail.ru

Доступная среда

   Создание доступности образовательного пространства в современном обществе — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В образовательной политики Российской Федерации прописано: «Особое внимание  требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов…»

  Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия  для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство  с минимальной помощью посторонних.

  Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти способы решения, обеспечить ту самую «безбарьерную среду».

  В МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы воспитывается 261 ребенок, их них 59 человек -  дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжёлые нарушения речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступ категорий инвалидов на объект  по зонам с сопровождением

Подходы к объекту

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Входной узел

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)                                                                           

Пути движения внутри здания        (1 этаж)

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Помещения, место обслуживания инвалидов (1этаж)

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Санитарно-гигиенические помещения(1 этаж)

(доступна частично, нужна помощь сотрудника ДОУ)

 

Автостоянка

 не имеется

Предоставление услуг в дистанционном режиме 

Представляется  с 01.05.2020 г., как дополнительный ресурс на дошкольных группах

Предоставление услуг по месту жительства инвалида (на дому) 

Услуга не предоставляется

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конструктивные особенности  здания  МДОУ «Детский сад № 1 "Звёздочка" комбинированного вида» г. Шиханы не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и, частично, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Условия питания воспитанников обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья.

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утверждённым заведующим МДОУ.

Питание детей  осуществляется в соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в МДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинетов.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям:  весы медицинские; ростометр,  имеется необходимое количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи. Здесь же происходит осмотр детей. Для обезораживания воздуха в группах используют бактерицидные рециркуляторы.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·мероприятия по обеспечению адаптации воспитанников к условиям образовательного учреждения;

·осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

·осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28.

 Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непрерывная образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в ООП, АООП, АОП ДО.

Разрабатывается режим дня детей в МДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.

Составляется расписание НОД для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в МДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанники детского сада  не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В МДОУ  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи):

Кабинет учителя- логопеда содержат:

— материалы и игры по темам

— зеркало

— игрушки для развития правильного речевого дыхания

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

— логопедические альбомы для обследования

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

— настольно-печатные дидактические игры

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Осуществляется посредством кнопка вызова сопровождающего.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в МДОУ созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода к обучению: работают воспитатели, педагог - психолог, учителя – логопеды, медицинские работники. Так же созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления в дошкольное учреждение

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона N 273 -ФЗ «Образование обучающихся с ограниченным возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных  группах или в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность.

Материально - техническое обеспечение коррекционно - образовательного процесса детей с ОВЗ

Ожидаемый результат:

1.      Повышение комфортности образовательной среды, предоставление доступа мало-мобильным группам населения и детям-инвалидам, детям с ОВЗ.

2.      Охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.

3.      Осуществление полноценного воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

4.      Обеспечение познавательного, речевого, социально-­коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.

5.      Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении, совершенствования систем и функций организма, повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.

6.      Проектирование модели коррекционно-развивающей психолого­-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, дети - инвалиды), его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

7.      Проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

8.      Выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образовании в работе с детьми ОВЗ и детьми - инвалидами, путем совершенствования системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социального функционирования, индивидуально­ дифференцированного подхода, который создадут условия для более гармоничной, личностно-актуальной социализации ребенка и равные стартовые возможности для дальнейшего школьного обучения.

 

 

      Наличие специальных технических средств обучния коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

№ п/п

    Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

Условия условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидностью

1.

Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы  в 2021 - 2022 учебном году обучаются 59 детей с ОВЗ,

не нуждающихся в специальных технических средствах обучения.

2.

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов

Воспитанникам МДОУ нет необходимости предоставления специальных учебных пособий и дидактических материалов. (при необходимости будут предоставлены по запросу)

3.

Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

 В случае необходимости, специальные технические средства обучения

коллективного и индивидуального пользования могут быть предоставлены.

4.

Предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, специальных технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование

  В 2021—2022 учебном году в МДОУ отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование.

5.

Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь

В 2021—2022 учебном году в МДОУ отсутствуют обучающиеся с ОВЗ, которые нуждаются в услугах ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

6.

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Организация мероприятий с лицами с ОВЗ и инвалидностью по следующим направлениям:

— эффективная межличностная коммуникабельность;

· обучение навыкам самоконтроля;

· развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды;

· обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях;

· формирование лидерского потенциала;

· повышение самооценки личности лиц с ОВЗ;

Организация психологической помощи:

- консультация лиц с ОВЗ и инвалидностью.

7.

Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Зона оказания услуг (1 этаж) доступна для всех категорий инвалидов.

Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией.

8.

Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей

обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья предусматривается:

· возможность индивидуального сопровождения и консультирования

воспитанников и их родителей (законных представителей)

по организационным и образовательным вопросам;

· работа с семьей воспитанника;

· методическая работа с педагогами;

· Психолого-педагогическое сопровождение в МДОУ организует педагог-психолог.

Основные направления работы:

· Консультативная деятельность

· Психодиагностическая работа

· Коррекционно-развивающая деятельность.

 

В 2021-2022 учебном году в МДОУ "Детский сад № 1 "Звёздочка" комбинированного вида» г. Шиханы нет  специальных условий для инвалидов по зрению, с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата, мало-мобильных воспитанников и их родителей (законных представителей) по причине отсутствия данной категории воспитанников.

Электронное обучение и дистанционные технологии  в разработке. 

 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинет педагога – психолога

Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер   развития воспитанников, диагностику психического развития воспитанников на каждом возрастном этапе, также диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультации для родителей.   Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей,   обеспечению  их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Учебно-методические пособия для обследования и развития интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный   материал, вкладыши, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор карточек на обобщающие темы, развивающие игры, игровые наборы, пособия для формирования логики, восприятия,   координации движений,  мелкой моторики).

Имеется дидактический стол для проведения песочной терапии.

 

В каждой группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи имеется специально отведенное место для учителя-логопеда, которое оснащено специальным оборудованием для развития и коррекции нарушений речи: зеркалом, дидактическими играми, пособиями, наглядным материалом для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.

Учебно-методические пособия:

 а) для коррекционной логопедической работы:

 по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации   поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления и автоматизации звуков и др);
 по фонетическому восприятию (наборы картинок, наглядный материал, пособия, игры, тетради для развития фонетического слуха);
 по лексико-грамматическому строю речи (дидактические игры, наборы картинок, пособия);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для   пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам

 Также в своей работе учитель-логопед использует  картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных   картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации),

 пособия и материалы:  на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие   мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, вкладыши, трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов,   предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков, материал для звуко-буквенного анализа и синтеза

Музыкальный зал оснащен необходимым оборудованием и материалами для музыкально-ритмической деятельности, предназначен для проведения музыкальных занятий, утренних гимнастик с детьми, утренников, развлечений, связанных с музыкально – ритмической деятельностью детей всех возрастных групп, для просмотра и показа различных спектаклей.  В музыкальном зале имеются необходимые атрибуты и оборудования: музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, бубны, трещотки, металлофоны, треугольники, ложки, флажки, цветы, корзинки, зонтики и другой дидактический материал. Также имеется ширма для проведения кукольных театров, большое разнообразие костюмов, аксессуаров для театрализованной деятельности.

Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием и материалами для физического развития, предназначен для проведения физкультурных занятий, утренних гимнастик с детьми, организации индивидуальной работы.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы отдельного помещения библиотеки нет. Литература находится в методическом кабинете. Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Книги укомплектованы по возрастному принципу.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы имеется спортивный зал. В нем расположено оборудование и атрибуты для проведения физкультурно-оздоровительной работы с учетом требований Программы, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все спортивное оборудование установлено в соответствии с требованиями безопасности здоровья и детского травматизма, санитарными требованиями.

    В спортивном зале имеется следующий спортивный инвентарь: шведская стенка, гимнастические скамейки, наклонные доски, кубы, дуги, баскетбольные щит, стойки, детские тренажеры, маты,  мешочки с песком, мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, веревочки, кольцебросы, кегли, конусы, комплект оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки и др.).

   В каждой группе имеются спортивные уголки для проведения спортивных игр в группе, пособия для проведения закаливающих мероприятий.

   На территории МДОУ имеется спортивная площадка, также прогулочные участки, оборудованные малыми архитектурными формами, физкультурным оборудованием.

Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

МДОУ «Детский сад № 1 «Звёздочка» комбинированного вида» г. Шиханы частично оснащен современной оргтехникой: 2 музыкальных центра, интерактивное оборудование: проектор, доска. Имеется коллекция дисков, электронных носителей с детскими фильмами, песнями, познавательными мультфильмами.
  Материальная база периодически преобразуется, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

Наверх